Безопасность гидросооружений

Безопасность гидросооружений

Расчет вероятного вреда на ГТС Определение критериев безопасности и оценка технич Разработка деклараций безопасности гидротехнически
Экспертиза декларации безопасности ГТС Разработка проектов мониторинга безопасности ГТС План ликвидации аварий на ГТС

Согласно "Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения" (утвержден приказом МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002): Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
"Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876) устанавливают:
Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
Величина финансового обеспечения ответственности подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется владельцем гидротехнического сооружения, исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год.
При наличии у владельца гидротехнического сооружения двух и более гидротехнических сооружений величина вероятного вреда принимается равной максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого гидротехнического сооружения.
Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О безопасности гидротехнических сооружений).
Согласно "Инструкции о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.05.2002 N 3449) различают:
Критерии безопасности 1-го уровня - значения контролируемых показателей состояния ГТС, определяемые при основном сочетании нагрузок, при достижении которых устойчивость, механическая и фильтрационная прочность ГТС и его основания, а также пропускная способность водосбросных и водопропускных сооружений соответствуют условиям их нормальной эксплуатации.
Критерии безопасности 2-го уровня - значения контролируемых показателей состояния ГТС, устанавливаемые при особом сочетании нагрузок, при превышении (уменьшении) которых эксплуатация ГТС в проектном режиме не допустима, состояние сооружения может перейти в предаварийное.
На основе критериев безопасности определяют состояние ГТС, которые классифицируют по видам:
1) Надежное (работоспособное) эксплуатационное состояние ГТС.
2) Удовлетворительное (частично неработоспособное) эксплуатационное состояние ГТС.
3) Предаварийное (предельное) эксплуатационное состояние ГТС.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения (далее - ГТС) составляется собственником ГТС или эксплуатирующей организацией на стадиях:
- проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения;
- после реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Орган надзора организует проведение государственной экспертизы декларации безопасности.
Утвержденная декларация безопасности хранится у декларанта. Ее копии представляются декларантом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся гидротехнические сооружения, и в соответствующий территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, является основанием для внесения гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом разрешений на эксплуатацию, ввод и вывод из эксплуатации, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений. Указанные разрешения выдаются органом надзора на срок действия декларации безопасности.
Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет.
Кроме того, по решению органа надзора или по инициативе декларанта указанная декларация представляется:
- при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий - в течение 6 месяцев со дня обнаружения опасности;
- при изменении нормативных правовых актов, правил и норм в области безопасности гидротехнических сооружений, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, если гидротехнические сооружения не соответствуют требованиям указанных актов, правил и норм, - в течение года со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, правил и норм;
- после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации гидротехнических сооружений - до приемки соответствующих строительно-монтажных работ.
Содержание и оформление «Декларации безопасности гидротехнических сооружений должны соответствовать:
- «Положению о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 с изм. на 30.12.2008;
- Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), утвержденному приказом Минприроды России от 15.12.09 № 413 (зарегистрирован в Минюсте России от 18.02.2010 регистрационный № 16453);
- «Дополнительным требованиям к содержанию декларации безопасности ГТС и методике их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности», утвержденным приказом Минприроды России от 15.12.2009 № 412 (зарегистрирован в Минюсте России от 18.02.2010, регистрационный № 16452);
- приказу Минприроды России от 22.07.2009 № 221 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован в Минюсте России от 04.09.2009, регистрационный № 14706).
Государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть первая в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений (далее - государственная экспертиза деклараций безопасности) проводится экспертными центрами, определяемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Целью экспертизы является установление полноты и достоверности сведений, указанных в Декларации безопасности, в части: выявления степени опасности на гидротехнических сооружениях, достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер нормам и правилам безопасности действующих ГТС объектов энергетики, подконтрольных Ростехнадзору.
Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности экспертные центры формируют экспертные комиссии, к участию в работе которых могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.
Экспертные комиссии формируются для рассмотрения каждой декларации безопасности, подлежащей государственной экспертизе.
Экспертная комиссия не может состоять менее чем из 7 человек.
Органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения.
В случае несогласия собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации с решением органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О безопасности гидротехнических сооружений" (принят ГД ФС РФ 23.06.1997) обязывает собственника гидротехнических сооружений и эксплуатирующую организацию обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений.
Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений представляет собой совокупностью постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером воздействия опасных факторов на окружающую среду и осуществляется в целях анализа и оценки прогноза развития ситуации с безопасностью сооружений и подготовки рекомендаций по преодолению негативных тенденций и устранения выявленных недостатков.
Разработка и согласование проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности регламентированы Правилами безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов (ПБ 03-438-02), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 28.01.2002 № 6, зарегистрированным Минюстом России 16.04.2002 № 3372; Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259-98), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 12.01.1998 № 2, зарегистрированным Минюстом России 02.04.1998 № 1467; Методическими рекомендациями по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (РД 03-417-01), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 04.07.2001 № 27 (письмо Минюста России от 31.07.2001 № 04/7781-ЮД).
Согласование проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений, составленного эксплуатирующей организацией, может осуществляться одной из организаций, определенных Ростехнадзором по согласованию с Минприроды России и МЧС России на проведение экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений (приказ Ростехнадзора от 01.12.2010 № 1088).
Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязывает собственника гидротехнических сооружений и эксплуатирующую организацию финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Разработка и согласование плана ликвидации аварий гидротехнических сооружений на объектах промышленности регламентированы Правилами безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов (ПБ 03-438-02), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 28.01.2002 № 6, зарегистрированным Минюстом России 16.04.2002 № 3372;
Администрация организации до ввода ГТС накопителя в эксплуатацию обязана обеспечить разработку и утверждение плана ликвидации аварий (ПЛА).
Планы ликвидации аварий ГТС I, II и III класса согласовываются с территориальными органами Госгортехнадзора России и региональными органами МЧС России.